Артём Шарафутдинов: коучинг в педагогике

Артём Шарафутдинов: коучинг в педагогике

Какие ассоциации обычно возникают на слово «педагогика»? Скорее всего, это «воспитание», «школа», «учёба», «учитель». А на слова «коучинг», «коуч»? Как правило они ассоциируются с бизнесом, профессией, консалтингом. Ничего общего, на первый взгляд. Попробуем разобраться, как сочетается несочетаемое. В этом нам поможет Артём Альбертович Шарафутдинов – психолог, мастер коуч ici, профессиональный педагог с более чем 15-ти летним стажем.

Артём Шарафутдинов ответил на наши вопросы о коучинге в педагогике.

Сегодня мы всё больше и больше понимаем, что педагогике требуется пополнить запас инструментов для реализации тех целей, которые ставят перед ней современные образовательные реалии. Текущего набора знаний и методик не хватает для формирования полноценного человека, способного быть конкурентоспособным и эффективным в динамично развивающемся обществе.

Передача знаний от педагога к ученику сегодня сменилась на добывание знания учеником при помощи педагога

Педагог в этом контексте становится не просто передатчиком и контролёром усвоенного материала, а берет на себя роль помощника, партнёра обучающегося в достижении цели, в индивидуально-личностном развитии обучающегося. В профессиональной деятельности педагога появились такие понятия как «универсальные учебные действия» и «компетентностный подход». Основой в образовательном процессе становится самостоятельная творческая работа обучающегося, учебное и научное исследование, проектирование, эксперимент.

Для движения в таком сравнительно новом для педагогики направлении и необходимы новые практические инструменты, которые помогут реализовать непростые, но важные задачи.

Артём Шарафутдинов, мастер коуч ici, психолог, педагог с огромным опытом, отметил, что именно коучинг сегодня стал источником эффективных инструментов для педагогов. Некоторые специалисты даже выделяют «педагогический коучинг» как отдельный метод в образовании и педагогике.

Артём Шарафутдинов: коучинг привносит в педагогику все свои основные постулаты.

Речь идёт об основополагающих тезисах:

  • каждый человек обладает большим потенциалом для успешного развития своей личности;
  • каждая личность обладает достаточным ресурсом собственной реализации;
  • акцент на сильные качества обучающегося, на сильные стороны;
  • обучение на удачах, а не на ошибках.

Эти постулаты органично вливаются в образовательный процесс, создавая в педагогическом пространстве благоприятную почву для обучения.

Кто же это такой педагог-коуч? Помимо стандартных компетенций, коучество и знание психологии добавляет педагогу новые умения:

  • активно слушать и задавать сильные вопросы. Они призваны настроить обучающегося на творческий подход к делу, снять ограничения в мышлении, на рождение идей по решению задания;
  • помочь обучающемуся провести подготовку к решению задания: выявить цель, сделать план, принять решение, придумать идеи, перейти к действиям;
  • концентрироваться на результате;
  • вдохновлять, мотивировать, снижать уровень тревоги и стресса;
  • грамотно давать обратную связь.

Как подчеркнул, Артём Шарафутдинов, использование приёмов коучинга в педагогическом пространстве позволяет педагогу раскрывать всю мощь потенциала обучающихся и своего собственного. Может быть именно этого так не хватает современному образованию?Какие ассоциации обычно возникают на слово «педагогика»? Скорее всего, это «воспитание», «школа», «учёба», «учитель». А на слова «коучинг», «коуч»? Как правило они ассоциируются с бизнесом, профессией, консалтингом.