В школе может появиться новый предмет от РПЦ – «Нравственные основы семейной жизни»


Разработанный представителями РПЦ учебный курс «Нравственные основы семейной жизни» может быть включен в обязательную школьную программу. С таким предложением в Минобрнауки обратились представители родительского сообщества.


Как стало известно, в ведомстве инициатива была «воспринята положительно», а вопрос о добавлении курса в обязательную часть программы будет рассмотрен — возможно, на одном из ближайших заседаний учебно-методического объединения по общему образованию.


На решение рассмотреть возможность включить курс «Нравственные основы семейной жизни» в обязательную школьную программу в Минобрнауки повлияла встреча замминистра образования и науки Татьяны Синюгиной с главой Ассоциации родительских комитетов и сообществ Ольгой Летковой, которая передала соответствующее предложение родителей чиновникам.


 По словам Ольги Летковой,  в целом наша инициатива воспринята положительно. Этот вопрос возникает не впервые, но замминистра сказала, что сейчас это своевременно и разумно.


Уроки о семейных ценностях уже появились в российских школах

Как предполагается, учебный курс для старшеклассников «Нравственные основы семейной жизни», по замыслу авторов, поможет школьникам освоить «систему базовых семейных ценностей, свойственных отечественной культуре» и подготовит их «к созданию крепкой многодетной счастливой семьи».


В качестве разработчика курса выступает екатеринбургский священник Дмитрий Моисеев и монахиня Среднеуральского женского монастыря Нина (Крыгина). Впервые уроки о семейных ценностях в российских школах начали проводить еще в 2009 году в нескольких пилотных регионах. К 2017 году курс внедрен уже в 60 субъектах РФ.


В настоящее время курс преподается или в рамках других предметов, например обществознания, или факультативно, в том числе за счет классных часов.


В 2015 году представители РПЦ уже обращались в Минобрнауки с просьбой сделать курс обязательным для школьников.


Представители Русской Православной Церкви считают, что «нам нужно постараться всеми доступными средствами изменить нравственное состояние нашего общества». А «школьное образование – это некий костыль, который дается родителям, с помощью которого они могли бы расширить возможности детей и подготовить их к взрослой жизни».


Вопрос включения курса о семейных ценностях в школьную программу будет рассмотрен Российской академией образования.


Заметим, что эта идея не получила поддержки прежнего руководства Минобрнауки. И только сейчас, по словам Ольги Летковой, достигнута договоренность, что вопрос включения курса о семейных ценностях в школьную программу будет рассмотрен в ноябре, на одном из ближайших заседаний учебно-методического объединения по общему образованию при Российской академии образования.


А в какой предмет стоит включить курс и сколько часов нужно на его изучение, решат эксперты. Специалисты должны определить, каким образом этот курс может быть внедрен в систему образования, будут сделаны запросы в субъекты с предложением высказаться, как это можно было бы сделать.


Стоит напомнить, что в обязательную школьную программу с 2012 года включен курс «Основы религиозных культур и светской этики». По выбору родителей учащиеся 4-х классов могут изучать один из пяти учебных блоков: основы православной культуры, ислама, иудаизма, буддизма или светскую этику.


Эксперты отмечают, что современная школа в последние годы стала чуть ли не главной экспериментальной площадкой поиска некоей новой национальной идеологии. Вот только раз за разом эта идеология сводится к желанию залезть в личную жизнь граждан – как взрослых, так и детей.


По замыслу тех, кто хочет сделать курс обязательным для школьников, он поможет подросткам освоить «систему базовых семейных ценностей, свойственных отечественной культуре».


Школьникам разъяснят главный источник базовых семейных ценностей

Вообще-то главным источником «базовых семейных ценностей в российской культуре» была книга «Домострой» в версии протопопа Сильвестра, ближайшего сподвижника Ивана Грозного, крайне плохо обращавшегося со своей семьей и разными женами. Их у Грозного было минимум семь, из них только четыре законные по православным меркам.


Первая и главная мысль этой книги четко выражается цитатой из нее: «Царя и князя следует бояться и служить им как представителям Бога на Земле.


В той же книге дано представление о том,  какой должна быть правильная семья. Муж должен работать и добывать пропитание, жена – управлять домашним хозяйством и надзирать за слугами (ни в коем случае не работать), дети (даже взрослые) – во всем подчиняться родителям.


При этом жене надо быть доброй, трудолюбивой и молчаливой. Понятно, что наставления почти 500-летней давности не во всем соотносятся с нынешней жизнью. Потому у экспертов к новому курсу возникают вопросы.


Например, признавая кризис семейных отношений во всем мире, авторы курса искажают базовые представления о демографической ситуации в России. В частности, по их мнению, «начиная с 90-х годов социологи  фиксируют отрицательный прирост населения».

На первом плане – пропаганда здорового образа жизни


В то же время, как известно, смертность неоднократно превышала рождаемость и в советские времена, а в начале 2010-х годов, напротив, рождаемость превышала смертность. И отрицательного прироста населения в России пока нет – хотя он ей и грозит в ближайшие десятилетия, но вовсе не из-за потери обществом нравственности, а по широко известным демографическим причинам.


Авторы курса открыто говорят в нем, что физиками и математиками становятся единицы, а семью создают все. И на этом основании надо уделять такому курсу два года в учебной программе. Пять лет назад в школьную программу после долгих дискуссий уже был включен курс «Основы религиозных культур и светской этики». В принципе его вполне достаточно, чтобы познакомить ребят, в том числе, с представлениями разных религий о семье.


Оппоненты утверждают, что растущий накал разговоров о нравственности в России никак не помогает ни борьбе с ВИЧ (по данным ВОЗ, количество ВИЧ-инфицированных россиян стремительно растет, и в 2016 году число новых выявленных случаев заражения превысило отметку в 100 000), ни снижению бытового и сексуального насилия.


Дело не только в этой двойной морали наших «ценностей». Сама школа в России в последнее время, на волне поиска некоей новой национальной идеологии, стала объектом бесконечных экспериментов.


С одной стороны, ее активно атакуют представители тех, кто ищет спасение в «скрепах» (основы религии, основы нравственного воспитания, единственно верный учебник истории). С другой — изредка пробиваются те, кто верит в силу знания (внедрение обязательных уроков шахмат и обещание вернуть астрономию).


Но в целом это производит впечатление бесконечных экспериментов над школьной программой, в которой математика и русский язык оказываются на обочине великого политического сражения за умы и сердца молодых.

Чем недовольны оппоненты?


Директора школ сегодня довольно самостоятельны в составлении дополнительных учебных программ. И если курс нравственности от священника и монахини уже внедрен факультативно в 60 регионах, зачем его внедрять в обязательную школьную программу? Само собой напрашивается предположение, что за этим могут стоять, скорее, бизнес-интересы (учебники, госфинансирование), чем высокие моральные помыслы.


У оппонентов нового школьного предмета создается ощущение, что на фоне развития телевидения, ставшего откровенной школой безнравственности, лжи и насилия, при все более явных возможностях для детей находить информацию (полезную и не очень) в интернете, мы сталкиваемся с очередной попыткой остановить время, если не повернуть его вспять.


Важно помнить, что личная жизнь потому и «личная», что в нее не должен вмешиваться без веских причин никто – ни школа, ни общество, ни государство, ни отделенная от него Церковь.


Причем политикам это стоит помнить в первую очередь. Как показывает исторический опыт, граждане готовы довольно долго терпеть самые разные нарушения свобод и экономические проблемы, но крайне негативно реагируют на попытки регулировать их личную повседневную жизнь. Еще агрессивнее отвечают на эти попытки подростки.


И здесь все зависит от того, как преподать предмет, сделать его интересным и познавательным и злободневным. Параллельно с этим неплохо было бы уделить развитию молодежи в правильном моральном русле больше внимания в семье и государстве. 

Молодежь вовлекут в социальную политику


Согласно свежим исследованиям Высшей школы экономики и Росмолодежи, большинство российских молодых людей не доверяют ни политикам, ни чиновникам,  процентов опрошенных «тревожит нестабильная обстановка в стране» – что не есть предел алармизма, согласитесь. И 17 процентов «не считают себя патриотами», каковой показатель для постсоветской России я бы тоже назвал не «запредельным».


То, что на первом месте среди тревог у молодых людей, стоит страх не реализовать себя в жизни, это нормально для ситуации, когда давно уже замолкла тоталитарная советская пропаганда.


И как раньше комсомол был «платформой» для общения, социализации, взаимодействия на низовом уровне, так и теперь всевозможные курируемые бюрократией «молодежные проекты», конкурсы, фестивали и пр. – не пройдут совсем уж даром.


Чем, к примеру, так уж плоха сама по себе программа правительства, предусматривающая предоставление грантов гражданам, молодежным и детским общественным объединениям-победителям Всероссийского конкурса молодежных проектов в области «вовлечения молодежи в социальную политику» (это последнее, что принято в этой сфере на федеральном уровне). Разве что тем, что таких проектов всего 20, а суммы небольшие — от 100 до 300 тыс. для физлиц и до 2 млн для организаций.


Во многих других странах мы увидим, конечно, гораздо более щедрое финансирование куда более «непрактичных», с обывательской точки зрения, молодежных инициатив для поддержки ее творческого и другого самовыражения. И там это финансирование не ограничено, как у нас, почти исключительно государственной казной (есть, увы, лишь немного крупных частных предпринимателей в России, спонсирующих в основном образовательные усилия молодежи).


Полезны и любые другие проекты, конкурсы, программы, фестивали, ориентированные на молодое поколение. Начиная от чисто «бизнесовых», до «карьерных», рассчитанных на то, согласно декларациями организаторов, взращивание новой элиты страны.


О многих таких проектах, в частности, говорили и на закончившемся Всемирном фестивале молодежи и студентов.


Хочется верить, что рано или поздно те самые «социальные лифты общего пользования», которые кажутся многим в нашем обществе застрявшими на фоне возносящихся ввысь «персональных лифтов» для избранных, заработают и у нас. Но вовсе не обязательно так, как нам обещают сверху, как там хотели бы, по тому маршруту, которым ими предписан.


Еще никто и никогда в истории человечества не знал того рецепта «молодежной политики», воспитания и образования, который выдавал бы стопроцентно прогнозируемый и ожидаемый результат в будущем. Был бы питательный «бульон» — а там что сварится, то и сварится. Все равно им же потом и расхлебывать.